?

Log in

Previous Entry | Next Entry

При формировании федерального перечня учебников в последнее время едва ли не главную роль стала играть степень их патриотичности. Об этом недавно писла Газета.ру (http://www.gazeta.ru/social/2014/03/20/5957145.shtml ). Я хочу подробнее об этом рассказать на примере отрицательного экспертного заключения на учебники Б.П.Гейдмана, И.Э.Мишариной, Е.А.Зверевой «Математика» для 1-4 классов.

Единственным серьёзным основанием для отрицательного заключения являются два пункта:
8. В учебнике нет конкретных текстов, заданий, направленных на формирование патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю.
9. В учебнике отсутствуют задания, способствующие развитию толерантного отношения к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп.

Собственно к математической стороне учебника не высказано ни одной претензии. Это не удивительно, если учесть мнение бывшего председателя экспертной комиссии РАН по математике В.А.Васильева: «На мой взгляд, лучший учебник из всего списка – Гейдмана, сочетающий с одной стороны математическую грамотность, большой практический опыт и добросовестность, а с другой – полную адекватность и отсутствие неудобоваримых фантазий» (отсюда: http://www.mi.ras.ru/~vva/exp/2008/PETERSON.pdf ).

Большинство претензий к рисункам. Агрессивность: агрессивная сцена сражения двух рыцарей; кто-то съезжает по перилам с луком и мечом на поясе. Особое негодование рецензента вызывают полураздетый гном с топором и ножом, полураздетый мальчик и «обнаженный, судя по всему первобытный человек с дубиной среди как мифических, так и реальных животных».

Не понравились рецензенту и некоторые формулировки задач. В одной задаче Матроскин и Шарик поссорились. В другой задаче почтальон Печкин заболел и спрашивается сколько дней жителям Простоквашино не доставляли почту. На это рецензент строго замечает: «Почта должна доставляться вовремя!» Очень не нравятся рецензенту Хоббиты. Во-первых, потому что произведения Толкина не являются программными, а во-вторых, потому, что кинофильмы по его произведениям рекомендованы к просмотру только с 12 или 16 лет.

Такое низкое качество экспертизы весьма хорошего учебника повергает в уныние.

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
nefedor
Mar. 22nd, 2014 08:30 am (UTC)
vitamyt
Mar. 22nd, 2014 10:19 am (UTC)
Хоббитов сейчас изучают по программе, в начальной школе. Дочка учила пару лет назад.А на лето весь роман задавали для летнего чтения. И прочитала с удовольствием. Еще и задание в учебнике по чтению: "нарисуй битву хоббитов с пауками"...

Петерсон спорный учебник. В 5 классе только в марте начали учить новый материал - и дроби, и транспортир были изучены в начальной школе.
vvprasolov
Mar. 22nd, 2014 10:23 am (UTC)
Да, мнение рецензента по поводу Хоббитов чрезвычайно странное.

Я пишу про учебник Гейдмана, а не про учебник Петерсон. В той ссылке, которую я привёл, Васильев очень недобрыми словами говорит о Петерсон.
amerik
Mar. 22nd, 2014 10:36 am (UTC)
Перепостила. Мне это дико важно - у меня старший сын в школу идет.
Может, можно что-то сделать? Петицию замутить, Витю Васильева и
других знаменитых ученых позвать на помощь? Надо возмутиться обязательно.
repressii
Mar. 22nd, 2014 10:47 am (UTC)
не поможет, а может и помешать
от батхерта креаклов властям только сладенько
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - repressii - Mar. 22nd, 2014 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - sceptic_gztru - Mar. 22nd, 2014 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptic_gztru - Mar. 22nd, 2014 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - repressii - Mar. 22nd, 2014 11:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 23rd, 2014 12:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - ntsil - Mar. 22nd, 2014 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sottofaro - Mar. 22nd, 2014 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 11:09 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 01:47 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - amerik - Mar. 22nd, 2014 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sottofaro - Mar. 22nd, 2014 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sottofaro - Mar. 23rd, 2014 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 24th, 2014 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sottofaro - Mar. 24th, 2014 08:06 pm (UTC) - Expand
valevst
Mar. 22nd, 2014 11:38 am (UTC)
Тоска какая-то...

И это на фоне огромного количества непотребной мути, которая выходит под названием "учебное пособие".

Про учебник Петерсон для началки не скажу ничего, так как недостаточно знаю, но для 5-6 класов у неё неплохой учебник. А для 7 класса - не очень мне понравился.
vitamyt
Mar. 22nd, 2014 02:11 pm (UTC)
Вы сделали меня счастливой :)

Я четыре года, пока дочка грызла гранит начальной школы по математике, удивлялась как можно было такой учебник пропустить детям.
Оказывается мое мнение совпадает с мнением специалистов :) :) :)
(Я-то по образованию только учитель начальных классов и психолог.)
lysa0805
Mar. 22nd, 2014 04:45 pm (UTC)
То есть Вам учебник Гейдмана - Мишарина - Зверевой не понравился? А не расскажете, почему?
А то приведенные в посте претензии "специалистов" выглядят смехотворными.
(no subject) - vitamyt - Mar. 22nd, 2014 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 22nd, 2014 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thomas_rus - Mar. 28th, 2014 06:48 am (UTC) - Expand
hapchik
Mar. 22nd, 2014 06:05 pm (UTC)
Могу сказать следующее.

Во-первых, подобные претензии к учебнику математики (какому бы то ни было) недопустимы, и, быть может, нужно составить/инициировать общее обращение в минобр/Ливанову/кому-то ещё по поводу недопустимости подобных экспертиз.

Во-вторых, тут мешают две линии учебников --- Гейдмана и Петерсон. Мешают потому, что на оба учебника были подобные рецензии. Оба учебника сейчас популярны, особенно в продвинутых школах (и Петерсон более, конечно). Васильев, считая учебник Гейдмана одним из лучших, отзывается и о Петерсон не так плохо (см, например, тут, пункты 6 и 7). Учебники Петерсон имеют недостатки, но в чём-то они незаменимы, учителя их часто используют как "вторые учебники".
vvprasolov
Mar. 22nd, 2014 06:16 pm (UTC)
Да, что-то нужно составить/инициировать. Тем более, что Общественный совет при Минобрнауки тоже возмущен этой ситуацией. С двумя-тремя членами Совета я могу связаться, если образуется какая-то инициатива.
(no subject) - hapchik - Mar. 24th, 2014 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 24th, 2014 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 24th, 2014 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - mariya2_14 - Apr. 25th, 2014 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Apr. 25th, 2014 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 24th, 2014 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - 13407 - Mar. 23rd, 2014 07:10 am (UTC) - Expand
ded_mitya [lj.rossia.org]
Mar. 22nd, 2014 07:38 pm (UTC)
> Единственным серьёзным основанием для отрицательного
> заключения являются два пункта:
> 8. В учебнике нет конкретных текстов, заданий, направленных > на формирование патриотизма, любви и уважения к семье,
> Отечеству, своему народу, краю.
> 9. В учебнике отсутствуют задания, способствующие развитию
> толерантного отношения к представителям различных
> религиозных, этнических и культурных групп.

Вы не могли бы дать ссылку на документ откуда взята эта цитата,
по двум ссылкам в вашем посте указанного текста нет.
Спасибо.
vvprasolov
Mar. 22nd, 2014 08:11 pm (UTC)
Документ в распечатанном виде лежит сейчас у меня на столе; другой ссылки у меня нет. В интернете его пока нет, хотя Минобр, вроде бы, обещает выложить в интернете все рецензии.
sceptic_gztru
Mar. 22nd, 2014 09:13 pm (UTC)
Интересно, кто написал такое. Держу пари, какой-нибудь доктор пед наук, специалист по методике и психологии преподавания в младших классах...
vvprasolov
Mar. 22nd, 2014 09:31 pm (UTC)
Рецензии не подписаны, так что не знаю. Но теперь, вроде бы, Минобр собирается обнародовать имена рецензентов. Так что, может быть, и узнаем когда-нибудь. По поводу обнародования имён рецензентов есть разные мнения. Безусловно, до утверждения федерального перечня, их нельзя обнародовать. Но, пожалуй, в обнародовании после утверждения ничего особо плохого нет. Впрочем, не берусь об этом судить.
(no subject) - sceptic_gztru - Mar. 23rd, 2014 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 23rd, 2014 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sceptic_gztru - Mar. 23rd, 2014 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vvprasolov - Mar. 23rd, 2014 07:00 pm (UTC) - Expand
asymptotical
Mar. 23rd, 2014 04:37 pm (UTC)
Ливанов такой же м...к как его предшественник и патрон.

Россия однозначно загнется скоро, если такие заправляют образованием.
vvprasolov
Mar. 23rd, 2014 04:47 pm (UTC)
Что касается конкретно экспертизы учебников, то при Ливанове количество бессмысленной бюрократии увеличилось в разы по сравнению с его предшественником и уже превысило допустимые пределы - в издательствах редакторы работают на пределе сил. А качество экспертизы, похоже, от этого только ухудшилось.
sergiko
Mar. 24th, 2014 09:57 am (UTC)
кстати все учебники можно посмотреть тут http://www.alleng.ru/edu/math1.htm.

учебник Петерсон вызывает вопросы, на которые (видимо)авторы дают очень унылые ответы на сайте http://avkrasn.ru/article-1287.html.

(вот например обсуждается место из 4 класс 1 часть стр7),

Опубликовано Perelygin в Ср, 05/01/2011 - 11:41.
Perelygin
На старанице 7 первой части ученбника видим - "Высказывание "2 меньше или равно 4" можно записать короче: 2<=4. Оно состоит из двух высказываний: 2<4 и 2=4. Так как одно из высказываний верно, то верно и все высказывание 2<=4". Интересно, как это понимать, что 2=4.?
Как это можно доказать, и как может быть это высказывание верным?
Как мог быть издан такой учебник и как по нему учат в наших школах?

__________________________________

Опубликовано PetersonLG в Втр, 11/01/2011 - 16:04.
PetersonLG

Уважаемый Юрий Петрович!

Истинность высказывания "2 меньше или равно 4" следует из законов математической логики. По определению, высказывание вида «А или В» (дизъюнкция) истинно, если истинно хотя бы одно из высказываний «А» или «В». Истинностную таблицу дизъюнкции можно найти, например, в Математическом энциклопедическом словаре (М., «Советская энциклопедия», 1988) или в любом другом математическом справочнике.


От себя отмечу, что особенно чудовищно смотрится в тексте учебника союз "и" : "Оно состоит из высказываний: 2<4 и 2=4."

с того же сайта

..Но суть не в этом. Многие учителя говорят нам о том, что бывшие ранее опечатки, если с ними правильно работать, имели огромный развивающий эффект, так как формировали у детей именно те качества, на которые нацеливает современный ФГОС. Действительно, встречая и исправляя вместе с ними ошибки, можно помочь детям освоить и развить в себе многие важные в современной жизни знания, умения и способности.
1. Осознать, что ошибки могут быть и в учебниках, и в законах, и в любых нормативных документах, так как они создаются людьми. Поэтому ко всему надо относиться не как к догме, а как к существующему на нынешнем этапе жизни варианту, который может быть исправлен, если ошибка аргументирована. ..


Меня сильно не устраивает подобный подход к обучению. На мой взгляд реакция авторов на критику крайне неадекватная.


Я открыл 4 класс 2 часть 1 урок - деление и дроби (самое важное и больное место у многих учеников).
читаю главное определение в рамочке. гм. еще раз читаю. смотрю на "вспомогательную" картинку про шоколадки.. ээ .. ?
какая-то полная хрень. Детям это не стоит давать читать.
786364


В любом случае то рецензирование, про которое Вы пишете, когда главное это не содержание, а уровень патриотизма учебника ---
совершенно недопустимо. К сожалению, именно министерство образования и сам Ливанов полностью отвечают за разработанную ими же форму рецензирования, рецензенты отвечают на вопросы их анкет. вес каждого пункта определяется тоже минобром.

поеду куплю в независимом комплекты учебников Гейдмана и Башмакова по математике, (по рекомендациям из жж Васильева http://atlmrf.livejournal.com/11075.html).

возможно придется переходить на альтернативную школьной форму обучения. осенью дети в школу пойдут - посмотрим.
vvprasolov
Mar. 24th, 2014 10:08 am (UTC)
Про учебник Петерсон я ничего хорошего сказать не могу. Я пишу только про учебник Гейдмана.
nefedor
Mar. 24th, 2014 10:11 pm (UTC)
Я видимо туплю - а что не так с мишками и шоколадками?
(no subject) - sergiko - Mar. 25th, 2014 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - nefedor - Mar. 25th, 2014 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergiko - Mar. 25th, 2014 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nefedor - Mar. 25th, 2014 11:05 pm (UTC) - Expand
aosypov
Jun. 26th, 2017 09:49 pm (UTC)
О, здорово, кусочки логики дают. Надо будет его взять вторым.
petrov_vodkin1
Mar. 24th, 2014 01:09 pm (UTC)
Надо было включить задачку "если отобрать у Якунина 2 подсвечника и 4 паникадила, сколько вагонов для Сапсана снимут с поезда Москва-Казань"
Тогда точно бы запретили вчистую
yurisweida
Mar. 24th, 2014 05:41 pm (UTC)
Вектор развития страны подсказывает, что понадобится много солдат. В этой связи, на кой хер вообще учить детей математике? В смысле массово. Да, 3-15% детей, относящихся к высшим сословиям безусловно должны быть обучены, включая лучшие заграничные учебные учреждения. Как, например, дети Якунина. Могут жить за границей, как дети Путина.
Зачем обучать детей черни? Если жизнь солдата/младшего офицера на поле боя около 3 минут?! Уррра! Вперед! За Родину! За Путина!
И достаточно.
Наталья Ромашова
Mar. 24th, 2014 07:42 pm (UTC)
наталья
Математика самый любимый предмет в школе.
Lilia An
May. 16th, 2014 09:27 am (UTC)
Нет ли у Вас рецензий на учебники Козловой Демидовой (Математика?)
vvprasolov
May. 16th, 2014 09:35 am (UTC)
Нет, у меня есть только рецензия на учебник Гейдмана. Но все рецензии обещали обнародовать. Если обнарудуют, то ссылка, скорее всего, должна быть где-то здесь: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%BC-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BC?keywords=186
( 73 comments — Leave a comment )